Игровые технологии
Сайт учителя начальных классов Карловой Марины Львовны

Игровые технологии

 

 

Игровые технологии.

 

Огромную роль в решении основных задач, стоящих перед  уроками   русского   языка , играет развитие у учащихся интереса к предмету. Опираясь на интерес, проявляемый детьми к  урокам   русского   языка , учитель успешно решает вопросы воспитания обучающихся, а также добивается лучших результатов обучения за более короткое время. Под интересом в методическом плане мы понимаем такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое, и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности  на   уроке .

В развитии интереса школьников к  русскому   языку  немаловажное

значение приобретает введение элементов  игры   на   уроке . Наиболее

распространнными и действенными в этом отношении являются  игры - упражнения. Грамматические  игры-упражнения  следует рассматривать как особый метод обучения  русскому   языку . Упражнения выполняются в форме  игры , активного соревнования между детьми. Перед учащимися ставится задача показать в ходе выполнения упражнения свои знания, умения, навыки. Эти упражнения имеют свои особенности. Подбираются чаще всего такие упражнения, которые позволяют вовлечь в работу большое количество детей, вызвать их активность и наглядно показать результат соревнования. Они выполняются с большим интересом при максимальной активности учащихся. Игры-упражнения  позволяют сделать трудную работу по усвоению родного языка  более интересной и эффективной. Разумнее всего использовать игры в конце урока, когда работоспособность учащихся падает, внимание начинает рассеиваться, и нужен более эффективный метод, способный мобилизовать умственные способности школьников. Кроме того,  игра  требует от учащихся значительной степени самостоятельности, поэтому она должна быть подготовлена предшествующими ей упражнениями. Для не должно быть оставлено достаточно времени. Однако возможно проведение некоторых  игр  и в начале  урока, особенно в тех случаях, когда учащиеся к ним готовились дома. Можно использовать  игру как своеобразную

форму словарного диктанта, орфографической пятиминутки.

Игра вносит интерес и в работу, предшествующую написанию

обучающих изложений, творческих и предупредительных диктантов,

вызывает активность учащихся. Например, учитель наметил провести

изложение с целью закрепления темы Имя прилагательное. Сначала выразительно читается весь текст. Затем проводится игра Грамматическая эстафета. Учащиеся выбирают из текста и выписывают на доске прилагательные со словами, связанными по смыслу. Затем текст читается еще раз. Учащиеся восстанавливают его по выписанным словам. Большой эффект дат проведение  игр-упражнений   на   уроках  работы над ошибками. Чтобы игра  проходила более активно, ей предшествует коллективная работа над наиболее трудными типичными ошибками. Можно применить игру Кто дольше продержит мелок? На доске чертится обычная форма для объяснения ошибок из трех колонок. В первой правильно пишут слова, в которых сделаны ошибки, во второй объясняют и проверяют написанное слово, а в третьей приводят дополнительные примеры на это правило. Если ученик не в состоянии объяснить написанное или допускает

какую-либо ошибку, мелок передается в другую команду.

Игры-упражнения могут проводиться в устной и письменной форме.

Устные формы игры являются более экономными по времени. Они обычно предшествуют письменным работам учащихся, подготавливая формирование орфографических навыков, предупреждая ошибки.

Устные игры целесообразны и в том случае, когда  на   уроке  уже было много письменных упражнений, и внимание учащихся к ним ослабло.

Однако проведение  игр-упражнений  в письменной форме более

желательно, ибо орфографические и пунктуационные навыки вырабатываются в процессе письма. В игре есть правила, которые необходимо соблюдать. Выполнение правил способствует воспитанию дисциплинированности, воспитывает очень важное качество человека - волю. Учитель должен четко и ясно рассказать об условиях  игры , о порядке проведения. Задание должно быть разъяснено на примере (дается образец выполнения). Очень            оживляют  уроки   русского   языка  в любом начальном классе  игры  грамматические, логические, на развитие речи. Эффективны и  урок-игра ,  урок-путешествие ,  урок-соревнование . На таких  уроках  появляются герои (из сказок, мультфильмов и т.д.), которые на протяжении всего занятия решают учебные задачи вместе с учащимися. Загадка - замысловатый вопрос. Она развивает у ребят смекалку, учит мыслить образами, картинками. Занятия с загадками выливаются в веселую, оживленную  игру . Загадки-складки просты. Рифма подскажет нужное слово. Загадки можно использовать  на   уроках   русского   языка , в словарной работе, в работе над делением слов на слоги, для переноса, при определении части речи, склонения, числа, падежа и т.д. На   уроках   русского   языка  ученики должны заучить много правил. В этом им помогут «Узелки на память». Например,

Запятая выйдет на дорожку,

Всем подставит ножку.

Точка загораживает путь,

предлагает отдохнуть.

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты немедленно её

Ставь под ударение.

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной и т.д.

Целенаправленное введение  урок   игр  повышает эффективность

обучения. Во время игры не бывает детей, не участвующих в работе. В игре проявляется самостоятельность и творчество каждого ученика, каждый работает в меру своих сил и способностей. Игры вызывают живой интерес к книгам, полезным занятиям, учебным предметам, окружающей жизни. Они учат жить в коллективе, развивают в то же время индивидуальные способности каждого ученика, его кругозор.

Учителю надо помнить, что игра - не самоцель, а средство развития

познавательной активности учащихся. Игры надо подбирать с учетом

способностей детей класса. Чтобы знать, что от ребенка требовать, надо знать, что он может.

Приложение:

Грамматические игры.

1. Не ошибись:

а) напиши 3 названия животных с Ь на конце;

б) ученик называет слово, которое должно быть подлежащим,

остальные составляют предложение;

в) напиши три существительных 1(2,3) склонения.

2. Собери текст / предложение: работа с деформированным

текстом.

деревья, золотой, с, сыпался, дождь.

3. Третий лишний:

а) горка, гора, горе (родственные слова);

б) поход, походка, ходить (часть речи);

в) Саша, Таня, дежурный (заглавная буква в имени);

г) парта, тетя, степь (существительные одного склонения) и т.д.

4. Не подведи свой ряд

а) записать родственные слова: сад / летать / стол;

б) найти родственные слова и записать их в два столбика:

сад, сажать, сажа, лето, летать, полет;

в) запиши существительные в три столбика: стол, окно, Света, лето, зима, молодежь, конь и т.д. 

5. Кто больше?: существует много вариантов.

а) подбери слова с разделительным Ъ, Ь

б) слова с НН, ММ, СС

в) слова с данным корнем (например, -ход-)

г) с буквой Б на конце (парные согласные)

д) подбери существительные 1,2,3 склонения.

6. Кто наблюдательнее?: участвуют две группы. Учитель

показывает предмет. Каждая группа стремится как можно

точнее описать его. Побеждает та группа, которая сумеет

назвать больше имен прилагательных.

7. Молчанка: интерес вызывает основное условие игры - после

объяснения учителем записанного на доске, задание

выполняется молча. Молчат и дети, и учитель. Для игры

удобнее всего предложить учащимся упражнения, не

требующие громоздких записей на доске.

а) вставь безударную гласную;

б) выдели корень, приставку и т.п.;

в) раскрой скобки (предлог / приставка);

г) вставь сомнительные согласные;

д) напиши проверочное слово;

е) напиши синоним / антоним;

ж) подбери слова с чн, чк;

з) запиши существительные:

- 1 склонения (2, 3 склонения)

- с шипящим на конце 2,3 склонения.

Дети выходят к доске, выполняют задание, передают мелок,

кому хотят. Нельзя мел давать одним и тем же.

8.Эстафета: в игре принимает участие весь класс в составе

трех команд (по рядам). Каждый ряд получает карточку со

словосочетаниями по числу учащихся. Каждый ученик должен

определить падеж одного существительного и передать

карточку соседу или сидящему сзади. Последний в ряду

возвращает карточку учителю, который проверяет работы и

определяет победителей.

Материал: растет на дереве, сидит за партой, поднялся в воздух,

встретил брата, подарил товарищу, шли по дороге, поставил на

стол, закрыл кран, зашел к другу, вышел за город, мечтаю о

походе, жил за рекой, любовался природой.

9.Говори правильно: поставить существительное в родительный падеж множественного числа - в виде соревнования по рядам: апельсин – апельсинов, банан – бананов, блюдце – блюдец, дочь – дочерей, кастрюля – кастрюль и т.д. (можно в творительный или предложный падежи – трудные случаи).

10.Почтальон: учащимся каждого ряда раздаются в

произвольном порядке полоски плотной бумаги с написанными

на них существительными мужского, женского и среднего рода.

3 ученика назначаются почтальонами. Им вручаются карточки с

прилагательными, соответствующими существительным

каждого ряда. Их нужно доставить по адресам, т.е. к тем

существительным, к которым они относятся. Ученики,

получившие письма, читают образованные словосочетания.

Выигрывает почтальон, который правильно и быстрее других

доставит свои карточки по адресам.

Словосочетания:

а) красный карандаш, сочное яблоко, спелая груша, кислый

лимон, толстое бревно, старший брат.

б) зеленая трава, прозрачное стекло, верный друг, злая собака,

яркое солнце, круглый стол.

в) длинная дорога, пушистый снег, высокое дерево, свежий

хлеб, глубокая река, козье молоко.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»